Береги платье снову, а цели ставь смолоду! Экспериментальный Урок Успеха прошел в одной из столичных школ.
Автор: Антонина Ижицкая
Источник:
Фотограф: Александр Заднепряный
Ставить перед собой жизненные цели, на первый взгляд, умеют все. Однако не у всех получается их достичь. Причиной неудачи обычно считают недостаток старания либо жизненные обстоятельства. Впрочем, бывает и
SMART: «умные» цели
В начале тренинга спикеры Инна Демьяненко и Наталья Рымар, партнеры
Основная ошибка в постановке жизненных целей, которую допускают большинство людей: неконкретность
«Часто, когда цели ставятся некорректно, они достигаются наиболее легким путем —
Спикеры представили аудитории классическую систему постановки целей SMART (англ. «умный»), в соответствии с которой цель должна быть:
- — Specific — определенной, точной (например, для поступления в ВУЗ — его название, местонахождение, факультет, специальность
и т. п. ); - — Measurable — измеримой (например, желаемую зарплату лучше выразить в денежном эквиваленте);
- — Achievable — достижимой;
- — Relevant — не противоречащей другим поставленным целям;
- — Time bound — ограниченной конкретными временными рамками (желательно — вплоть до месяца и даже даты).
Чужие цели
Однако прежде чем правильно формулировать жизненную цель, на достижение которой потребуется много времени и сил, важно разобраться, насколько она в действительности соответствует желаниям человека. Зачастую люди тратят годы на достижение целей, навязанных им близкими, друзьями, обществом.
Часто встречающийся пример — выпускник школы поступает в ВУЗ по совету родителей, заканчивает его, затем несколько лет ищет свое призвание, а когда находит — вынужден получать второе образование для работы в той области, которая ему интересна. Таким образом, человек тратит 5–10 лет жизни на достижение чужой цели — и это в лучшем случае. В худшем человек всю жизнь занимается нелюбимым и неинтересным ему делом.
Отличить свои цели от навязанных другими людьми не всегда просто, однако сделать это можно и нужно. Например, вы с детства мечтаете осчастливить человечество, изобретя лекарство от рака, СПИДа или вообще от всех болезней. Вопрос — куда следует поступать для осуществления в будущем этого похвального намерения: на фармацевтический факультет мединститута или в консерваторию по классу фортепиано? Ответ вроде бы очевиден. Однако зачастую человек настолько подпадает под влияние окружающих его людей либо господствующих в обществе тенденций, что воспринимает навязанные ими цели как свои.
Когда цели ставятся некорректно, они достигаются наиболее легким путем
Именно поэтому при постановке цели стоит задуматься о том, насколько она соотносится с мечтой — ведь мечты всегда принадлежат конкретному человеку и не могут быть навязаны. Но при этом мечта неконкретна — для ее воплощения необходимо ставить (а затем достигать) четкую цель или несколько целей. Если цели служат реализации мечты человека, их достижение приносит удовлетворение и радость.
От идеи к реальности
Однако мечты сами по себе не исполняются (даже в сказках от героя требуются некоторые усилия — как минимум, поймать золотую рыбку), а цели — не достигаются. Следующий за постановкой цели этап — составление четкого плана реализации, который обычно включает ряд дополнительных целей. Для каждой из них необходимо обозначить сроки реализации, перечень необходимых действий, их очередность
Отзывы участников Урока Успеха:
Дмитрий Коваленко,
учащийся
Многим людям данный тренинг действительно полезен и даже необходим — ведь далеко не все разбираются, что такое цель и что такое план действий, и могут правильно определить, к чему им следует стремиться, что конкретно и в каком порядке предпринимать для достижения цели. Единственно хотелось бы, чтобы тренинг
Сабина Рагишин,
учащаяся
Этот тренинг, на мой взгляд, всем нам полезен. С одной стороны, мы вроде бы все это знаем, а с другой — забываем применять. Теперь, думаю, многие из нас обязательно проанализируют правильность постановки своих жизненных целей и скорректируют их, а также составят четкий план реализации. Стиль общения тренеров тоже понравился: рассказывали четко и понятно, но без пафоса и с юмором.
Оксана Грабар,
директор компании «Trainings for Business»
Одной из причин, подтолкнувших лично меня организовать данное мероприятие, было то, что у меня самой сын — старшеклассник. Глядя на друзей моего ребенка, я поняла, что у них зачастую нет направленности, ориентации в жизни — они живут сегодняшним днем, и большинство привыкло, что родители их обеспечивают, дают
Рымар Наталия,
Работать было очень интересно — интересная аудитория, для меня новая как для тренера. Могу сказать, что сегодняшнее поколение, на мой взгляд, отличается глубиной мысли — среди целей, которые мне сегодня давали, было, в частности, постижение смысла человеческой жизни, изучение японских практик, поездка в Индию с научными целями. Практически все задаются вопросами — что делать, куда двигаться, как определять свои цели. Уровень зрелости аудитории достаточно высок. При этом у ребят уже сформированы свои взгляды —
Инна Демьяненко,
Мне очень понравилось работать с подростковой аудиторией, это было действительно интересно. Порадовало то, что дети были явно заинтересованы данной темой — надеюсь, после этого занятия многие переведут свои стремления из категории мечты в категорию целей. Приятно, что у детей хорошие мечты, они амбициозны — нужно только направить их по пути, который приведет их к тому, чего они хотят.